

Быть с чубом – это право надо заслужить...
Пока противники боевого гопака ищут изъяны в его философии, бывшие каратисты и тэйквондисты надевают шаровары
Гопак как национальное боевое искусство и воинская философия развивается вот уже 20 лет. Сегодня в школах боевого гопака занимаются около семи тысяч ребят, из которых, надеются их боевые учителя, вырастет поколение настоящих защитников своей земли.
«ГОПАКОВЦЕВ» часто упрекают, что их система
воинского воспитания «высосана» из пальца и не имеет под собой никакой
прочной основы. Действительно, боевого гопака как хорошо прописанной
системы истинно украинского вида борьбы не существовало вплоть до 1985
года, и то, что она появилась — дело рук львовянина Владимира Пилата.
Поговаривают, что до 85-го он долгое время жил на Востоке, и в Украину
вернулся будучи сансеем карате уже восемь лет. Рассказывают также, что
Пилат хотел основать свою школу боевого искусства, но там ему
посоветовали вернуться в Украину и попробовать сделать это у себя дома.
Как рассказал нам Владимир ШЕРСТЮК, президент Киевской федерации
боевого гопака, непосредственная история становления боевого гопака как
национальной системы воинского воспитания началась с того, что учитель
(так «гопаковцы» называют Пилата) поставил себе цель возродить боевой
гопак.
— Учитель для этого применил свои познания восточных
единоборств, опыт деда (он служил в личной охране Франца Иосифа II), а
также долговременные консультации с хореографами ансамбля Вирского и
хора им. Веревки, где ставили народные танцы. С их помощью Пилат
расшифровал движения этих танцев, которые были когда-то закодированы в
них носителями украинской национальной боевой традиции.
Интересуюсь, как «гопаковцы» отбивают словесные удары противника, когда
их упрекают, будто движения украинского национального вида борьбы уж
больно похожи на восточные.
— Суть основных приемов боевых
искусств одинакова: прямой удар рукой и ногой, — отвечает Владимир. —
Но уже по тому, как они выполняются, различают стили боевых искусств.
Наши удары руками выделяются тем, что подбородок опущен и плечи втянуты
— это стойка человека, ожидающего нападения, при которой защищены скулы
и кадык. А «низовая» техника («повзунци», «присядки» и «чипки») — это
наши фишки, потому что аналогов таких движений нет ни в одном боевом
искусстве. Исторический факт: когда Семен Палий уходил в монастырь,
он шел туда от своего села 40 км вприсядку. А вообще эти удары
использовались против всадников — ими легко можно выбить человека из
седла.
Чтобы закрыть тему прений по поводу боевого гопака,
Владимир привел мне еще один факт: нынче в их школы приходит много
ребят, которые раньше изучали восточные единоборства. По словам ребят,
мотивирует их гораздо большая сложность движений боевого гопака по
сравнению с тем же карате и таэквондо, мол, есть к чему стремиться.
Действительно, для того чтобы перейти на второй ученический уровень в
боевом гопаке, надо заниматься не менее трех лет. А уровень мастера
спорта (в системе боевого гопака это звание «казак») даже после
двадцати лет (!) практики можно не заработать.
Сам Владимир
пришел в школу в студенческие годы. Говорит, привлекло то, что здесь
была четко проработана не только система боевых движений, но и
философия воинского воспитания: гопаковцам читают лекции по казацкой
культуре, народным обычаям, пению и рисованию, истории Украины, учат
азам народной медицины. То есть, человек, во-первых, развивается
целостно, а во-вторых, у него воспитывается любовь к родной земле —
чтобы он хотел ее защищать и прославлять, а не просто с нее наживаться.
НАЦИОНАЛЬНАЯ система воинского воспитания существовала на нашей земле
всегда, заверяет меня Владимир. Ее основателями были представители
коренного населения — это и оседлые земледельцы, которым приходилось
защищать свои земли, и кочевники, которые перемещались в пределах
страны.
— Мы не можем знать, — говорит Шерстюк, — какая это была
система изначально — сведения о национальной воинской традиции есть
только со времен Киевской Руси. Ее законодателями были волхвы,
воспитывавшие князей, а тем подчинялись воины. Воинов готовили с трех
лет, хотя говорят, князей волхвы готовили еще в утробе матери —
нашептывали какие-то особенные молитвы. А в три года мальчика от матери
забирали, уже тогда начиналась системная подготовка. В тринадцать лет
его посвящали в воины — обряд «всадження на коня». После этого воин мог
идти в первый бой и добывать себе славу. Погибнуть в бою за свою землю
считалось наибольшей честью.
Все изменилось с приходом
христианства — новая религия дала новое понимание воинской чести:
теперь нужно было встречать врага... смирением. Поэтому когда пришли
монголы — наши воины не смогли сплотиться и защитить свою землю.
Апологетов старой системы уничтожили новые законодатели, но не всех.
Многие волхвы ушли в народ в виде старцев — и все равно передавали
сокровенные знания людям. Так система воинского воспитания утратила
единый центр, но традиция не прервалась. Известно, что такие старцы
жили почти в каждом селе — вплоть до начала прошлого века. Этим дедам
родители отдавали сыновей в науку, платили за нее медом, зерном и
скотом. Последний оплот национальной системы воинского воспитания был
на Сечи — и держался он на характерниках. После разгрома Сечи
характерники опять растворились в народе, и свои знания закодировали в
бытовых танцах — гопаке, казачке, метелице, аркане... Сейчас из них
пытаются вычленить боевые движения и заново выстроить систему воинского
формирования, воспитать настоящих казаков — потому что сегодня, увы,
это звание нивелируется.
— В смысле? — уточняю у Владимира.
— Звание
казака надо заслужить. На Сечи казаком становился тот, кто прошел хотя
бы две битвы, побывал в морском походе, имел своего коня, оружие. Для
этого немало надо было прожить на Сечи. Но не все это осознают, и
демократия звание казака где-то опошлила. Как по мне, то само
государство должно заботиться о том, чтобы вернуть этому званию его
истинный смысл. Нельзя, чтобы генералы армии, которые ушли на пенсию,
просто так называли себя казаками.
Для того, чтобы такие
люди появились в нашем обществе, нужно еще как минимум двадцать лет —
считает Владимир, – пока вырастут те, кто сегодня занимается боевым
гопаком, состоит в каких-то других казаческих организациях. Сегодня
нужно работать над тем, чтобы казаки были на самом деле теми, кем они
себя позиционируют — нерелигиозными и неполитичными организациями,
нужно развивать в народе настоящий казацкий дух, прежде всего у детей.
На прошлой неделе казацкая рада при президенте и Минобразования
утвердила обязательную школьную программу «сокол-джура». Это вариант
всеукраинской забавы с выездом на три дня на природу, к которой нужно
готовить ребят не менее полугода по системе боевого гопака. Мы со своей
стороны беремся за то, чтобы научить ребят приемам, а министерство
должно организовать эти выезды. Посмотрим, как удастся это воплотить в
жизнь.
— Я слышала, что не всем позволено носить чуб... Почему?
—
Вообще, говорят, что среди казаков чаще всего чуб носили характерники.
Они использовали его как антенну, которая помогала ловить «связь» с
космосом. Второй момент — когда воин шел в бой, и его чуб развевался,
падал на лицо — это наводило страх на врагов. А еще говорят, что чуб —
это символ высокого княжеского рода, и не всякий имел право его носить.
Эта традиция долго сохранялась, но сегодня, когда каждый считает себя
великим воином, выстригает чуб просто потому, что ему нравится такая
прическа.
— А почему вы без чуба?
— У нас не
разрешается носить чуб абы кому. Есть целая иерархия причесок, которая
соответствует определенному уровню мастерства и сознания воина. Я
нахожусь пока еще на переходном ученическом уровне между «соколом» и
«ястребом». Ученики носят стрижку «под макитру»: выстригают волосы на
висках и затылке (чем выше уровень, тем выше стрижка). Эта прическа
имеет скрытый смысл: она помогает воину побеждать низшие, животные
инстинкты. За них отвечает область черепа на уровне ушей и затылка. Чуб
же носят мастера — его основание находится на месте верхней чакры,
отвечающей за связь с космосом.
Уровни мастерства – в цвете шаровар
Уровни мастерства в школах боевого гопака разработаны так, что легко вписываются в общепринятую спортивную классификацию.
УЧЕНИЧЕСКИЕ уровни — «Жовтяк», «Сокіл» и «Яструб» отвечают III, II и I спортивным разрядам.
Кандидат
в мастера спорта по-гопаковски называется «джура» — это переходная
степень между учеником и мастером, приблизительный эквивалент I дана в
восточных единоборствах. Три мастерских уровня — «казак», «характерник»
и «волхв» соответствуют званиям мастера спорта, мастера спорта
международного класса и заслуженного мастера спорта Украины.
Различить «гопаковцев» можно по атласным шароварам: «жовтяки» носят
белые, «соколы» — зеленые, «яструбы» — голубые, «джуры» — синие,
«козаки» — малиновые, «характерники» — красные, а «волхвы» — белые
шелковые шаровары.
На Всеукраинских чемпионатах по боевому гопаку ребята соревнуются в пяти видах поединков.
«Тан-поединок» похож на бой с тенью, это заранее подготовленная композиция, имитирующая поединок между двумя противниками.
«Забава» — бесконтактный бой, в котором важен контроль движений рук и
ног. Чтобы занять первое место, нужно выиграть 12 забав.
«Борня» — бой с ограниченным прикосновением.
«Герць» — поединок с полноценным контаком.
Занятия в школах проходят трижды в неделю. Каждая тренировка начинается
с приветствия, молитвы и казацкой песни, а завершается все в обратном
порядке: песня, молитва, прощание учителя с учениками. Проводятся также
отдельные занятия по сплаву на лодках, по конной езде. Ну а летом все
полученные навыки можно испробовать в лагерях. Здесь проводят забавы,
ходят в походы на выживание, а также сплавляются по рекам местами
казацкой славы.
